Задержали самолет? Пассажиру выплатят 390 тысяч рублей

Что получат авиапассажиры.
Задержали самолет? Пассажиру выплатят 390 тысяч рублей. Фото: Сергей КАРПОВ
Фото: www.tula.kp.ru
В России вступает в действие Монреальская конвенция, в разы увеличивающая штрафы авиакомпаний за прегрешения перед клиентами Леонид БЕРРЕС true_kpru

Компенсации за задержки международных авиарейсов, потерю и порчу багажа, ущерб здоровью и гибель пассажира вырастут в России в разы. Например, за такое «популярное» нарушение, как задержка рейса, не важно, регулярного или чартерного, согласно Монреальской конвенции, к которой в этом году присоединилась Россия, можно будет взыскать с перевозчика 390 тыс. рублей. По прежним правилам - не больше половины стоимости билета. Эксперты предсказывают, что пассажиры завалят суды исками, а некоторые авиакомпании могут из-за этого разориться. Рассказываем, как пользоваться своими правами.

Сразу оговоримся: новые правила касаются только международных перевозок. Штрафы исчисляются не в долларах, евро или рублях, а в непривычных единицах - так называемых специальных правах заимствования (Special Drawing Rights - SDR или по-русски СПЗ) - это условное платежное средство Международного валютного фонда. Его курс ежедневно формируется по итогам биржевых торгов. На 19 сентября 2017 года, например, 1 СПЗ равнялся 82,05 рубля.

«ПЕРЕВОЗЧИКА ВООБЩЕ МОЖНО РАЗОРИТЬ»

Теперь о том, как все это будет работать. Для примера рассмотрим самое массовое нарушение - задержку рейса. Многие помнят, как это было с чартерами «ВИМ-Авиа» в Болгарию - люди ждали вылета 19 часов.

Или, например, компания «Азур Эйр», лидер по задержкам свыше шести часов. В июле 2017 года у нее было 23 таких случая, в августе - 13. Чартер из Новокузнецка во Вьетнам компания задержала более чем на 9 часов. Прокуратура признала задержку необоснованной и предписала компании выплатить штраф... 100 тыс. рублей. Теперь о таких мизерных наказаниях можно забыть.

- После вступления в силу Монреальской конвенции компании-нарушители вообще можно будет разорить, - считает известный международный авиационный эксперт Виталий Бордунов, руководитель рабочей группы по подготовке позиции Российской Федерации к Монреальской конвенции. - На «Боинге-777», например, установлено 403 кресла. В случае подачи коллективного иска за задержку рейса сумма претензий может достичь 160 миллионов рублей. Чувствительно. А если проблемных рейсов наберется много? Кроме того, с увеличением сумм компенсаций в России появится новый юридический рынок. Юристы, имея процент с выигранной суммы, сами будут отслеживать и инициировать подобного рода тяжбы с авиакомпаниями.

КАК ЭТО ДЕЙСТВУЕТ

В случае утраты багажа, груза, почты претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18 месяцев со дня, когда ваши вещи должны были прибыть в пункт назначения.

Компания обязана в течение 30 дней ее рассмотреть и уведомить пассажира о своем решении.

Если клиент не удовлетворен, он обращается в суд. Причем без каких-либо географических ограничений. Хоть в своей стране - участнике конвенции, хоть в месте назначения перевозки, хоть в стране, с которой наиболее тесно связан перевозчик - по месту его регистрации, основной деятельности или нахождения основных активов.

Наверняка авиакомпании попытаются снять с себя ответственность. Например, скажут: по поводу утерянного багажа судитесь не с нами, а с аэропортовскими службами. Не выйдет. Поскольку по договору (а покупка билета это и есть договор) именно перевозчик отвечает перед пассажиром за доставку и сохранность поклажи. А уже потом, если действительно виноват аэропорт, может взыскать с него денежки, вчинив регрессный иск.

Может возникнуть и другая ситуация. Вы купили турпакет, в который входит множество услуг: чартер, гостиница, трансфер, экскурсии... Самолет опоздал, вы предъявляете претензию, а перевозчик говорит: поскольку приобретен не билет, а комплексный турпакет, и не у нас, а в туркомпании, то к ней и обращайтесь. Чтобы такой номер не прошел, при покупке турпакета требуйте отдельно проездные документы. Вам их обязаны предоставить. А билет, как уже говорилось, это и есть договор.

КАКИЕ ВАШИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА?

В аэропорту пассажирам нужно фиксировать нарушения своих прав. Задержали вылет - обязательно поставьте отметку об этом в проездном документе на стойке регистрации или в офисе компании в аэропорту. Пусть укажут время задержки и причину. Если отказываются (а это незаконно), узнайте фамилию и должность сотрудника, снимите его на видео, позвоните в центральный офис и в Росавиацию, попросите других пассажиров подписать соответствующую бумагу. В общем, сделайте все, чтобы в будущем документально доказать в суде факт проволочки.

Наконец, не забывайте, что задержка рейса свыше 2 часов уже подразумевает предоставление авиакомпанией прохладительных напитков, а свыше 4 часов - горячего питания. В случае же задержки на 8 часов (в ночное время 6 часов) перевозчик обязан поселить вас в отеле, организовать транспорт туда и обратно, а также предоставить бесплатное размещение багажа в камере хранения аэропорта. Если вы это делаете самостоятельно сохраняйте, все чеки.

С КАКОГО ЧИСЛА МОЖНО ПОДАВАТЬ В СУД НА АВИАКОМПАНИИ?

Как пояснили нам в Минтрансе - это время уже наступило: с 21 августа. Ратификационная грамота МИД России была зарегистрирована 22 июня, и, согласно установленным правилам, спустя 60 дней конвенция вступила в силу и в России.

Так что можно обращаться в суд хоть сейчас. Даже несмотря на то, что законодательство еще не полностью синхронизировано. Например, закон о внесении изменений в Воздушный кодекс принят только в первом чтении. Не полностью готовы и нормативные документы, которые детально регламентируют размеры штрафов. Конвенция ведь указывает максимальные значения. Например, 390 тыс. рублей за авиапростой - это верхняя планка. Минтранс в ближайшее время разработает нормативы, в которых будет прописано, что за 2 часа задержки положено столько, за 4 часа - столько, а вот за 6 часов можно будет рассчитывать на максимум.

Но это не препятствие для защиты пассажиром своих прав, заверили в ведомстве. Если пассажир посчитал, что его права нарушены, можно смело выкатывать иск по полному монреальскому счету. А авиакомпания пусть отбивается и ищет аргументы для уменьшения суммы иска.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Наконец-то и наших приравняли к иностранцам

- Монреальская конвенция наконец-то поставила интересы пассажиров выше интересов перевозчиков, - говорит Бордунов, - недаром они так противились присоединению России к конвенции. Наши пассажиры вообще оказались в унизительном состоянии. Сейчас в российских компаниях при международной воздушной перевозке предусматривается применение одновременно Варшавской и Монреальской конвенций. Но при причинении вреда жизни и здоровью пассажира и его багажу российские авиакомпании возмещают его по Монреальской конвенции только иностранным авиапассажирам. Это же дискриминация. Присоединение к конвенции даст нашим людям не чувствовать себя людьми второго сорта на международных рейсах.

- Но не приведет ли увеличение издержек авиакомпаний (те же штрафы) к росту цен на билеты?

- При сегодняшнем высоком уровне конкуренции за стоимость билета можно не беспокоиться.

Не стоит забывать, что перевозчик ежегодно страхует свою деятельность. В случае наступления страхового случая, а к таковым относятся и катастрофы, и задержки рейсов, и потеря багажа, авиакомпаниям выплачивается страховка. А те, в свою очередь рассчитываются с пассажирами.

Что получат авиапассажиры.

 
По теме
Из Мариуполя вернулись 2 наших врача - Областная больница Из Мариуполя, которому активно помогает Тульская область, недавно вернулись 2 наших врача: врач-рентгенолог стационара Михаил Александрович Боев и врач-рентгенолог отдела лучевой диагностики КДЦ Аллана Геннадьевна Разумная.
Областная больница
3-сквер.jpg - Молодой коммунар О том, как изменится Тула в 2024 году, какие работы будут проведены в рамках иници ированного Президентом РФ национального проекта «Жильё и городская среда»,
Молодой коммунар
Разбитые экраны в подземном переходе: вандал из Тулы пойдет под суд - ИА Тульская пресса.Ru Фото: администрация Тулы В Туле будут судить вандала, разбившего экраны в переходе на улице Мосина Вандал, испортивший мультимедийные экраны в подземном переходе на улице Мосина, пойдет под суд.
ИА Тульская пресса.Ru
«Сказочная география» 0+ - Межпоселенческая библиотека Увлекательное библиопутешествие «Сказочная география» совершили юные читатели в Дубовской детской сельской библиотеке.
Межпоселенческая библиотека