Во поле берёза стояла…

Во поле берёза стояла…
Фото: gazeta-tula.ru

Береза – наверное, самое популярное дерево в России. В давние времена она являлась священным деревом у многих народов, живущих ныне в нашей стране. Об этом – сегодняшний рассказ.

Остров Березань

В русской культуре, как и в культурах других народов, существовали представления о Мировом древе – вселенском дереве, объединяющем все сферы мироздания. Его ветви соотносились с небом, ствол — с земной действительностью, корни — с подземным миром, миром предков.

Береза в качестве перевернутого корнями вверх Мирового древа присутствовала в русских заговорах: «На море, на океане, на острове Кургане стоит белая береза, вниз ветвями, вверх кореньями» (в некоторых вариантах и сам остров называется Березань).

Береза играла значимую роль во время Семика – народного праздника, истоки которого – в глубокой языческой древности. И здесь проявлялось значение этого дерева как символа смерти и воскрешения. Семик отмечался в четверг на седьмой неделе после Пасхи, перед Троицей. Его называли еще «Троицей умерших» и поминали в этот день «заложных» покойников, то есть погибших не своей смертью. В древней аграрной обрядности это праздник посевов, когда богам молились о будущем урожае.

Семик праздновался в рощах, лесах, на берегах реки прудов. На рассвете по дворам, улицам и домам расставлялись березки. После поминовения умерших молодежь отправлялась в рощи завивать венки из берез – связывать ветвями между собой молодые березки. Девушки попарно проходили под этими зелеными сводами, целовались, «кумились» – клялись в дружбе (не навек, а до следующего Семика). В Тульской губернии семицкая березка называлась кумой. На Троицу вновь ходили к этому дереву, чтобы «развить», «распустить», «освободить» березу.

А еще в Семик совершались обряды со срубленной либо «заломленной», т.е. сломанной молодой березкой. Деревце украшали лентами, бусами, цветами, ходили с ним по селу, а затем выносили за его пределы и там сжигали или топили. Березовые веточки помещали во дворы и на ворота, на окна и двери домов, в часовни и церкви.

Русские крестьяне считали, что это дерево оберегает от разных жизненных неприятностей и способствует благополучию.

Подоткнутые под крышу, оставленные на чердаке ветки березы должны были защищать дом от молнии и бури.

Накануне ночи на Ивана Купалу березовые прутики затыкали в двери хлева, чтобы преградить путь ведьмам. Березовые венки надевались коровам на рога — для защиты от порчи.

Верили, что ветки березы, воткнутые посреди посевов в поле, способствуют высокой урожайности злаков и льна, а также оберегают урожай от грызунов, птиц и от градобития.

Они же, установленные в углу строящегося дома, служили залогом здоровья будущих жильцов. Березу сажали возле дома для благополучия хозяев или по случаю рождения ребенка.

Крестьяне обращались к березе с просьбой об исцелении. При этом прибегали к шантажу: скручивали над больным ветви березы и угрожали дереву, что не отпустят до тех пор, пока хворь не отступит. Во многих местах считали: если бить больного березовым прутом, то это способствует выздоровлению.

Преклонение перед березой отразилось и в народном календаре, где ей отведено самое почетное место: в древние времена новый год на Руси начинался 1 марта, и этот первый месяц назывался «березень».


Лестница в высший мир

Березе поклонялись все угро-финские народы: карелы, финны, коми, пермяки, весь, югра и другие.

Согласно древним представлениям угорских племен манси и хантов, священная береза-праматерь, принадлежавшая богине Калтась, имела золотые листья и семь серебряных стволов, росшие из одного основания. Калтась в мансийской мифологии — верховная богиня-мать, определявшая человеческие судьбы и помогавшая при родах.

Священным деревом считали березу и удмурты. По их мифологическим представлениям вселенной управлял бог Кылдысин. В древние времена он жил на земле, среди людей, и в образе старика в белой одежде ходил по полям земледельцев, наблюдая за их работой. Когда поля так расширились, что ему негде стало ходить, оскорбленный бог удалился на небо. Около священной березы люди долго умоляли бога спуститься к ним вновь. И Кылдысин появился на вершине березы в виде красной белки. Охотники, желая оставить бога на земле, подстрелили белку. Падая, она превратилась в рябчика; когда же подстрелили рябчика, тот превратился в тетерева, затем в окуня – и скрылся в реке.

В верованиях ряда финно-угорских народов береза – Мировое дерево, соединяющее землю и небо, а зарубки, отмечаемые шаманом на ее стволе, символизировали лестницу в высший мир.

Самая знаменитая из священных берез северян росла на высоком берегу реки Вымь. Около нее коми-зыряне, коми-пермяки и чердынские манси совершали жертвоприношения и магические обряды. В 1379 г. это дерево было срублено и сожжено православными миссионерами во главе со Степаном Храпом, обратившим народы Севера в христианство и ставшим затем епископом Стефаном Пермским. На месте священной березы был поставлен храм в честь Михаила Архангела, рядом с которым позже основан первый в Коми Михайло-Архангельский мужской монастырь.


Спутница богини

На шаманских бубнах алтайцев наряду с Солнцем, Луной, созвездиями и отдельными звездами изображалась священная береза. Поскольку, по поверьям жителей Алтая, небосвод состоял из девяти слоев, шаман устанавливал в центре своей юрты березку с корнями или березовый шест с девятью зарубками-ступенями. Эта березка символизировала всё то же Мировое древо, по которому шаман мог подниматься в верхний мир или спускаться по корням в нижний.

С двумя березами в руках прибывала с неба на землю тюркская богиня Умай. Это древнейшее женское божество тюркских народов – киргизов, казахов, алтайцев, хакасов и других, помогавшее женщинам при родах, оберегавшее ребенка от злых духов с момента появления на свет до шести лет.

Весной, когда появлялась листва на деревьях, алтайцы проводили «весеннее моление». Березка с жертвенником и коновязью устанавливалась на улице напротив дверей. В юрте в трех местах – в изголовье огня, возле очага и возле двери – ставили еще три березки, соединенные между собой золотой нитью. Люди окропляли молоком утреннего надоя березки в юрте, «кормили» также огонь в очаге, затем на жертвеннике разжигали вереск и окропляли стоящую на улице березу. Все березы украшались лентами.

Телеуты весной ставили вблизи своих домов украшенные ленточками березки – в жертву родовым духам. Еще считалось, что мать-огонь любит преимущественно березовые поленья. Старики-телеуты мешали дрова в очаге не железной, а березовой клюкой.

Согласно мифологическим представлениям некоторых алтайских народов, береза была связана с высшим божеством – Тенгри. Челканцы для жертвоприношений этому божеству выбирали чистую поляну с березками. Жертвенную лошадь шаман окуривал факелом из бересты.


Не рубите дерева, не рубите!

Березу почитали многие народы Севера.

В якутской мифологии – это дерево божеств верхнего мира. Кроме того, по якутским поверьям, у каждой местности есть свой дух, который выбирает своим обиталищем красивую высокую березу, часто отдельно стоящую. А еще белоствольная защищает от злых духов, обитателей нижнего мира, приносящих лишения, болезни и смерть.

В мифологии туруханских якутов одно из главенствующих мест занимал Орел, Творец первого шамана. Этот Творец посадил около своего небесного дома березу с восемью ветвями, на которых расположились гнезда с его детьми.

В старину во время эпидемии оспы якуты топили свои печи только березовыми дровами. По углам жилища в качестве оберегов ставили березовые поленья. Из наростов на стволе березы вырезали рукоятки ножей, а из чаги – березового гриба – готовили напиток, который пили как чай.

Якуты берегли большие старые березы, не допускали к ним детей и чужаков. Считалось: если сломать ветку березы – умрет кто-то из родичей, если же срубить ствол – погибнет все племя.

А вот как в якутском эпосе описывается рождение ребенка: муж в жилище сооружал перекладину из березы, и роженица освобождалась от бремени, держась за эту перекладину.

В старых якутских погребениях внутри ям встречаются вертикально поставленные березки. Такое захоронение представляло собой своеобразный «балаган», поставленный над насыпью. Береза стояла корнями на крышке гроба, и поднималась из ямы до потолка «балагана». Древние якуты сравнивали себя с деревьями, вырастающими из земли, а потолок жилища – с небесным сводом. И такой вид захоронения отражал представления о том, что душа умершего переселяется в мир иной по ветвям «вечно живой березы».

Наталия КИРИЛЕНКО.


На иллюстрации:

Иван Шишкин (1832-1898). Березовая роща (1896. Ярославский художественный музей).



Наша справка

Береза — лиственное дерево, широко распространенное в Северном полушарии. Она примечательна расцветкой своего ствола, за которую получила эпитет «белая». Белый цвет придает березовой коре органический краситель битулин, а черные «черточки» – это специальные «отдушины», через которые летом проходит воздух к живым внутренним тканям ствола.

Береза очень легко переносит самую лютую стужу, и посуда, сделанная из бересты, предохраняет продукты от холода; вода в берестяном туеске не замерзает даже в сильный мороз. В древности благодаря потеплению климата, начавшемуся за 13 тысяч лет до н. э., ареал распространения березы доходил до Крайнего Севера.

В археологических раскопках на территории России часто находят берестяные грамоты. Память о старинном письме на бересте сохранилась в мифологических представлениях о лешем, прошения которому следовало писать только на бересте, прибивая ее затем к дереву.

Народы Севера и Дальнего Востока использовали бересту для изготовления лодок и сооружения жилищ – чумов.

Опубликовано в газете «Тула» 11 июля 2018 г.




 
По теме
Молодой человек свою вину признал полностью и добровольно возместил причиненный ущерб Михаил КОРЕНЮГИН Туляк, разбивший интерактивные экраны в переходе на улице Мосина, предстанет перед судом Фото:
27 МАРТА — ДЕНЬ НЕФРОЛОГА - Центр детской психоневрологии Ежегодно 27 марта  свой профессиональный праздник отмечают  врачи-нефрологи .
Центр детской психоневрологии
Фото: ИА Тульская пресса Тулячка засудила врачей, которые не смогли осмотреть ее агрессивного сына с гемофилией Тулячка потеряла сына и подала иск на 9 млн рублей на региональный Минздрав,
ИА Тульская пресса.Ru
Пушкин: новое прочтение - Тульское музейное объединение Пушкин: новое прочтение   Как рассказывать сегодня о наследии великого классика в школах и вузах?
Тульское музейное объединение
Разбитые экраны в подземном переходе: вандал из Тулы пойдет под суд - ИА Тульская пресса.Ru Фото: администрация Тулы В Туле будут судить вандала, разбившего экраны в переходе на улице Мосина Вандал, испортивший мультимедийные экраны в подземном переходе на улице Мосина, пойдет под суд.
ИА Тульская пресса.Ru