Трудно ли играть в легком жанре

Народный артист России Юрий Веденеев поет в Большом Онегина, Жермона, Фигаро и еще двадцать с лишним оперных партий. При этом он почти сорок лет служит в Московском театре оперетты, здесь в его творческом диапазоне – около 60 ролей в амплуа героя.
В Тульской областной филармонии маэстро вместе со своей постоянной партнершей народной артисткой России Светланой Варгузовой и другими актерами показали оперетту Имре Кальмана «Марица». После окончания спектакля, отвечая на вопрос, чем его привлекает легкий жанр, Юрий Петрович сказал:
– Легкий он только для зрителей. А для тех, кто работает на сцене, – очень даже трудный. В оперетте надо уметь делать все: прекрасно петь, хорошо двигаться, владеть разговорным жанром и актерскими навыками. А меня она привлекает еще и тем, что это открытый, позитивный жанр, дарящий людям хорошее настроение, это – праздник, шампанское! Недаром в Московском театре оперетты во все времена – полный зал. По крайней мере, в активный сезон, который начинается с конца октября, у нас всегда аншлаги. Правда, мюзиклы все активнее заявляют о себе по всему миру. Но затмить оперетту сложно. Недавно, например, у нас состоялась премьера «Орфей в аду» на музыку Жака Оффенбаха, и это стало событием для зрителей.
– У вас были предложения поучаствовать в мюзик­лах?
– Можно считать, что я в них пою уже давно, поскольку, по большому счету, все оперетты советских авторов – это музыкальные спектакли. К ним можно причислить и «Вестсайдскую историю», которая на сцене нашего театра «прописана» как оперетта. По нынешним временам мюзиклом называют буквально все, где хоть как-то вкраплена музыка, есть пара песен, дуэтов. А в оперетте всегда присутствует драматургия, имеется развернутый финал, причем обязательно с «хеппи-эндом», тогда как тот же «Нотр-Дам де Пари» заканчивается печально.
Отечественные мюзиклы отличаются от бродвейских. К примеру, поставленный в нашем театре «Монте-Кристо» – явно российское произведение: его авторы Роман Игнатьев и Юлий Ким, режиссер-постановщик Алина Чевик вдохнули в героев «загадочную русскую душу».
– Юрий Петрович, ваш любимый жанр требует хорошей физической подготовки. Пожалуй, в опере в некотором роде проще: во время исполнения арий танцевать не приходится…
– Для меня в Большом театре главной всегда была драматургия роли, а статичный персонаж зрителем не воспринимается. Мастера сцены должны быть не только вокалистами, но и актерами, уметь двигаться, петь и в танце, и кувыркаясь, если это необходимо. В «Онегине» под арию «Смотри, танцуют пижоны…» мы вальсируем с Ольгой. Конечно, такого владения телом, как в оперетте, здесь не требуется, но «поющая статуя» для публики непривлекательна.
– Что помогает поддерживать себя в форме?
– Работа. Наше искусство – это своего рода спорт. Конечно, нужно природное здоровье, которое получаешь от папы, мамы и Боженьки, еще приходится соблюдать диету, только без фанатизма, конечно. Полезно не есть после шести вечера. Но если ты исполняешь ведущую партию в спектакле и при этом отплясываешь, то калорий тратится столько, словно марафонскую дистанцию пробежал.
– Сегодняшние спектакли Московского театра оперетты записывают на радио, телевидении?
– Раньше и записывали, и экранизировали многие постановки в разных вариантах: та же «Веселая вдова» есть и с Герардом Васильевым и Татьяной Шмыгой, и в нашем дуэте с Еленой Образцовой… Да что говорить: лет двадцать назад практически весь репертуар нашего театра зрители разных регионов могли посмотреть по телевизору, а четыре раза в месяц выходила передача «Вас приглашает оперетта», где демонстрировались отрывки из наиболее известных произведений в исполнении мэтров и начинающих певцов. Сегодня в театр часто приходят представители Третьего канала и «Культуры». Иногда солистов приглашают на различные ток-шоу, где приходится позировать, «работать лицом». Первый канал о нас вспоминает только в связи с печальными событиями.
– Сегодня вместе с вами пели молодые артисты, и было заметно, что они не теряются на фоне ведущих солистов…
– Приятно видеть рядом талантливых ребят, это значит, что театр продолжает жить. Нам со Светланой Павловной повезло, поскольку в начале семидесятых, когда мы оба пришли работать в Московскую оперетту, застали маститых режиссеров, певцов – было у кого учиться. Надеемся, что молодые будут также влюблены в этот жанр, станут служить ему, а не просто «смотреть в кошелек». Ведь оперетта – это заряд бодрости, под ее влиянием и неприятности видятся иначе…
Марина ПАНФИЛОВА
Фото Елены КУЗНЕЦОВОЙ

 
По теме
№ п/п Наименование мероприятия Дата и время проведения Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Городской Дворец культуры» (МБУК «ГДК») 1.       Квест - игра «Наши пернатые друзья»,
Личные вещи Маршала Советского Союза Георгия Жукова представлены на выставке в Тульском музейном объединении   29 марта в Музее обороны Тулы открылась выставка «Маршируем в победном строю» из фондов Музея-заповедни
Под Тулой столкнулись «Лада Калина» и Mitsubishi - ИА Тульская пресса.Ru Фото: группа по пропаганде УГИБДД по Тульской области Водитель Mitsubishi пострадал в ДТП с «Ладой Калиной» под Тулой 28 марта в 18:28 на 41-м километре дороги «Тула — Новомосковск» в Узловском районе произошло ДТП.
ИА Тульская пресса.Ru
В Тульской области растет число преступлений, совершенных мигрантами - ИА Тульская пресса.Ru С начала 2024 года в Тульской области иностранцами было совершено 34 преступления В Тульской области с каждым годом растет число преступлений, совершенных мигрантами и лицами без гражданства.
ИА Тульская пресса.Ru
поликлиника (5).jpg - Молодой коммунар Усадьба Мосоловых, Дом Баташёвых, Дом Толстого в Ясной Поляне —  на стенах поликлиники № 2 в Дубне теперь нарисованы виды этих  достопримечательностей региона.
Молодой коммунар
80 лет Тульскому ДНТ: родники талантов - Объединение центров развития культуры Народное самодеятельное творчество положило начало созданию целой сети культурно-просветительских и культурно-досуговых учреждений.
Объединение центров развития культуры
Жизнь замечательных туляков - Библиотечно-информационный комплекс В Тульской областной научной библиотеке прошла презентация книги «Владимир Ковалев.
Библиотечно-информационный комплекс
3-сквер.jpg - Молодой коммунар О том, как изменится Тула в 2024 году, какие работы будут проведены в рамках иници ированного Президентом РФ национального проекта «Жильё и городская среда»,
Молодой коммунар