В среду, 26 октября, губернатор Тульской области Алексей Дюмин провел еженедельное совещание с членами регионального правительства, в ходе которого обсуждался вопрос с ценами на основные виды продовольственных товаров.
Председатель комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку Татьяна Лапаева сообщила, что наибольший рост цен произошёл в январе – на 1,26%. В последующие месяцы цены росли гораздо медленнее, а в мае, августе и сентябре было даже зафиксировано их снижение, связанное в основном с сезонным фактором.
По итогам девяти месяцев текущего года, цены на продовольственные товары в Тульской области по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросли на 6%. Более высокие темпы роста в Московской области (8,45%), Костромской (7,44%), Тамбовской (7,13%), Ярославской (7,12), Москве (6,88%), Калужской области (6,86%).
Татьяна Лапаева отметила, что за истекший период подорожали молочная продукция, хлеб, яйцо на 5-8%; рыба – на 10%, бакалейные товары от 5% до 22%. Вместе с тем подешевели мясо свинины и птицы – на 3%, лук, капуста, морковь – на 19-26%, картофель – на 34%.
– Если сравнивать уровень средних розничных цен по субъектам ЦФО, то в Тульской области в сентябре текущего года цены на рыбу мороженую, сахар-песок, крупу гречневую, хлеб ржаной и пшеничный, картофель, капусту, лук репчатый выше, чем по ЦФО. Вместе с тем, в нашем регионе одни из самых низких цен на свинину, молоко, говядину, чай, – сообщила Татьяна Лапаева .
По её словам, комитетом реализуется комплексная система мер, направленных на сдерживание роста цен, которая включает следующие ключевые направления.
- Работает оперативный штаб по мониторингу ценовой ситуации на региональном потребительском рынке, созданный распоряжением губернатора Тульской области от 8 августа 2014 года №373-рг. С августа 2014 года в целях реализации указа президента РФ о применении отдельных специальных экономических мер комитетом на постоянной основе проводится мониторинг розничных цен по 40 наименованиям продуктов питания.
- Одним из инструментов оперативного реагирования на изменение ценовой ситуации является работа телефона «горячей линии» по вопросам роста цен на продукты питания.
- С марта 2015 года действуют специальные соглашения между правительством Тульской области, сетевыми торговыми компаниями и региональными предприятиями, производящими пищевую продукцию, направленные на сдерживание роста цен.
- Развитию здоровой конкуренции и улучшению конкурентной среды способствует ярмарочная, нестационарная, мобильная торговля – как альтернативный (дополнительный) канал сбыта продукции местных товаропроизводителей.
– В настоящее время на постоянной основе работают 40 ярмарочных площадок, 11 рынков, восемь некапитальных комплексов, на которых создано в общей сложности порядка 9 тыс. торговых мест. Количество созданных торговых мест на действующих ярмарках позволяет удовлетворить все поступающие заявки (доля используемых мест в общем числе созданных торговых мест составляет порядка 50%), – подчеркнула Татьяна Лапаева.
- Следующим направлением работы является внедрение системы дисконтирования. Комитетом на постоянной основе организовано взаимодействие с сетевыми торговыми компаниями по вопросу присутствия в ассортименте торговых предприятий товаров по сниженным ценам для социально незащищённых категорий граждан.
Татьяна Лапаева отметила, что торговые сети имеют значительное влияние на складывающуюся ценовую ситуацию в Тульской области, так как на их долю в обороте продовольственных товаров приходится 43,9% (первое полугодие 2016 года). При этом уровень цен на большинство продовольственных товаров в торговых сетях ниже в среднем на 15%, чем в торговых точках остальных форматов. По её словам, это связано с тем, что сети закупают товары в больших объёмах, а издержки по логистике имеют ниже.
- Недопущению социальной напряжённости способствует действующий в Тульской области социальный проект единой дисконтной карты « Забота », который реализуется в восьми муниципальных образованиях – Тула, Алексин, Донской, Ефремов, Киреевск, Новомосковск, Узловая и Щёкино.
Также председатель комитета напомнила, что в июле текущего года были приняты изменения в федеральный закон о торговле в части снижения в два раза размера вознаграждения, выплачиваемого поставщиком торговой сети, с 10% до 5%, и уменьшения максимальных сроков оплаты за поставленную продукцию.
– Это положительно скажется на ценовой ситуации, но здесь важен контроль за соблюдением требований действующего законодательства, – считает Татьяна Лапаева.
Однако, по её словам, реализуемая комплексная система мер, направленных на снижение уровня цен, не совершенна. Для её улучшения изучается и используется опыт своих коллег из других регионов. Вместе с тем, принимаемые меры способствовали тому, что по индексу потребительских цен на продовольственные товары Тульская область по итогам девяти месяцев 2016 года улучшила свои позиции, поднявшись на седьмое место с 12-го, занимаемого по итогам 2015 года среди 18 субъектов ЦФО.
В ходе совещания о ценовой политике по основным видам продовольственных товаров выступили руководители сетевых компаний, работающих в Тульской области. В частности, обсуждался вопрос реализации карты «Забота» в ряде сетевых магазинах региона.
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области Юрий Елагин сообщил данные мониторинга ценовой ситуации и рассказал о контроле над соблюдением торговыми сетями требований действующего законодательства.
О реализации товаров региональных сельхозпроизводителей сообщил исполнительный директор Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Тульской области Вячеслав Андриянов.