Про силу пользы и... пользу через силу

С 1 сентября во всех российских школах появился третий час физкультуры в неделю. По идее, он должен способствовать укреплению здоровья подрастающего поколения. Но ведь, если вдуматься, между словосочетаниями «ходить на уроки физкультуры» и «получать пользу от уроков физкультуры» далеко не всегда можно поставить знак равенства.

Хочу аэробику!
Никто, конечно, не говорит, что нововведение повредит школьникам. Более того, весьма авторитетные в вопросах детского здоровья люди высказываются «за»:
– Современные дети страдают от гиподинамии, слишком много времени проводят в закрытых, душных помещениях, часами играют в компьютерные игры, – напоминает главный врач детской областной больницы, заслуженный врач России Людмила Котик. – А на школьных уроках физкультуры ребята хоть чуть-чуть могут подвигаться, если же занятия проходят на улице, то еще и воздухом свежим подышать. И чем чаще у них будет такая возможность, тем лучше.
А вот сами школьники такой энтузиазм не разделяют.
– Когда у нас волейбол, мы, девчонки, на физру ходить не любим, – признается десятиклассница Светлана Баташева. – Учительница дает мяч – дескать, играйте, а сама даже не смотрит на нас: сидит, заполняет журнал. Правильно мы подаем или неправильно – ей все равно. А я себе все руки на этом волейболе отбила!
Нельзя сказать, что Света совсем уж к спорту равнодушна: в прошлом году девушка с удовольствием ходила на аэробику в местный центр детского творчества.
«Здоровый образ жизни – это модно», «Спорт необходим каждому успешному человеку» – вот девизы фитнес-клубов, появляющихся как грибы после дождя. У школьной физкультуры, в общем-то, лозунги те же, но ей мало верят – разрекламированные фитбол или йога кажутся эффективнее старого доброго волейбола.
То, что программу по этому предмету надо как-то осовременить, наконец поняли те, от кого это зависит. Так, Президент России Дмитрий Медведев предложил ввести в школах бадминтон. А еще до начала учебного года было подписано соглашение о сотрудничестве между Мин­обрнауки, российскими федерациями фитнес-аэробики и художественной гимнастики. В младших классах должны появиться элементы художественной гимнастики, а в старших девушки смогут заниматься любимой аэробикой. Планируется, что упомянутые новшества появятся уже в следующем учебном году. Значит, надо закупать оборудование (те же ракетки для бадминтона) и отправлять педагогов на курсы повышения квалификации.
Вице-президент Федерации фитнес-аэробики России, главный тренер российской сборной по этому виду спорта Марина Штода рассказывает:
– Мы уже много раз обращались в областной департамент и в управление образования города Тулы – предлагали научить коллег из школ основам преподавания аэробики. У нас для этого есть и помещения, и специальные программы. Но никто не откликнулся. Между тем в других регионах, например в Московской и Пензенской областях, мы уже давно ведем курсы для учителей...
Горение и выгорание
– У нас класс хороший, дружный, мы после уроков часто остаемся поиграть в волейбол, – рассказывает старшеклассница Настя Ахмадуллина. – Если классный руководитель свободна, она тоже к нам присоединяется. А когда в школе день здоровья, учителя играют против учеников.
Волейбол, оказывается, тоже может быть увлекательным! А неинтересными уроки, наверное, бывают из-за нудной сдачи нормативов…
– От этого никуда не деться, есть обязательная программа. Но когда дети видят, что мне самой нравится заниматься спортом, они загораются, как свечки от огня, – говорит победитель регионального этапа конкурса «Учитель года России» Людмила Аникеева. Во всероссийском туре она доказала, что даже урок по теме не слишком занимательной – метание мяча – можно превратить в настоящее шоу с образовательным эффектом.
Но, к сожалению, не все учителя отличаются подобным «горением». Иногда вместо него может начаться так называемое «профессиональное выгорание».
Согласно статистике, средний возраст педагога по Тульской области – 46–47 лет, а молодежи в наших школах – всего восемь процентов. Люди осведомленные говорят: у многих учителей физкультуры стаж доходит до 30–50 лет.
В целом по России самый большой спрос на преподавателей русского языка и литературы, физики, химии и – физкультуры.
– У нас тоже с кадрами тяжеловато, – признается заместитель начальника управления образования Алексинского района Светлана Воронова. – Так что приходится приглашать на работу по совместительству тренеров из спортивных школ. Все понимают, что дополнительные физические занятия – это хорошо, но забывают, что нагрузка у преподавателей, которая и без того была большой, выросла.
Так ведь можно сгореть дотла – и от кого тогда детям заряжаться спортивным азартом и бодростью, интересом к волейболу или метанию мяча?
Спорт начинается
с раздевалки

– У моего сына появился в этом году третий урок физкультуры в школе. Теперь с ними в зале иногда занимается еще один класс. Причем не параллельный, а старший. Хотела узнать, разрешено ли это вообще? – с тревогой говорила родительница тульского школяра, дозвонившаяся на «прямую линию» с министром образования и культуры Денисом Бычковым.
– К сожалению, это типичная проблема для наших школ, – вздохнул он. – Здания старые, когда они строились, никто и не думал, что впоследствии места не будет хватать.
В школе № 1 города Алексина нашли выход из ситуации.
– Мы заранее подготовились к введению третьего часа физкультуры, – не без гордости замечает директор Татьяна Венюкова. – Объединили кабинеты, отгородили часть рекреации – вот вам и два малых зала в дополнение к стандартному большому. А еще есть тренажерный – это для учителей подспорье. Ведь чем больше возможностей, тем разнообразнее будет урок. Кстати, мы еще сотрудничаем с лыжной базой, так что зимой наши дети всегда занимаются на свежем воздухе.
Но разнообразием спортивных объектов могут похвастать далеко не все учреждения. На селе не хватает порою и необходимого.
– У нас учеников не очень много, так что по два класса в зале не занимаются, – говорит директор Шелепинской школы Алексинского района Вячеслав Лузгин. – Зато перед нами стоит другая проблема – нет и не предвидится спортивной площадки.
А еще есть вещи, которые многим кажутся несущественными, но на самом деле очень важны. Например, раздевалка. Вспомните, как она выглядела в вашей школе. Тускло освещенный, пропахший потом закуток? Такой она была и остается во многих образовательных учреждениях. Располагает ли кого-то такой интерьер к занятиям спортом, создает ли нужную мотивацию? Вряд ли.
Сказать, как обстоят дела с раздевалками и спортзалами, мячами и прыгалками в целом по области, мы не можем – такой статистики в областном департаменте образования просто нет.
Да и не в оборудовании, в общем-то, дело. Дело – в отношении к физической культуре. У власти, которая составляет программы, у школы, которая покупает инвентарь, у педагогов, которые ведут уроки. А от них – у учеников, которые эти занятия посещают. Давно замечено: пользу приносит нам то, что мы делаем с удовольствием.
Татьяна МОТОРИНА
Фото Геннадия ПОЛЯКОВА

← Все статьи
 
По теме
Фиджитал-спорт — игры будущего - МО г. Донской 27 марта 2024 года в Донском политехническом колледже состоялся турнир по функционально-цифровому спорту (Фиджитал спорт),
МО г. Донской
поликлиника (5).jpg - Молодой коммунар Усадьба Мосоловых, Дом Баташёвых, Дом Толстого в Ясной Поляне —  на стенах поликлиники № 2 в Дубне теперь нарисованы виды этих  достопримечательностей региона.
Молодой коммунар
Жизнь замечательных туляков - Библиотечно-информационный комплекс В Тульской областной научной библиотеке прошла презентация книги «Владимир Ковалев.
Библиотечно-информационный комплекс
3-сквер.jpg - Молодой коммунар О том, как изменится Тула в 2024 году, какие работы будут проведены в рамках иници ированного Президентом РФ национального проекта «Жильё и городская среда»,
Молодой коммунар
1-76zAqEUzNV0 - Управление культуры и туризма Каникулы для детей представляют возможность разрядить накопившееся напряжение, погрузиться в хобби и заняться чем-то новым.
Управление культуры и туризма