Мошенничество мобильных операторов - миф или правда

Фото: www.tula.kp.ru
Пожилые люди все чаще попадаются на обманки при использовании мобильного телефона Евгений КРЕСТНИКОВ

В своем околотке я уже телефонным шаманом стал, постоянно бабушкам соседским отрубаю невесть откуда взявшиеся на их номерах услуги/подписки и выставляю запреты на новые подключения. Такое вот «спасибо деду за победу» от сотовых операторов - вкрячим деду подписочку и пару ненужных услуг, авось сослепу не заметит. Главный хит моей коллекции: Tele2 подписала одноногую пенсионерку на автоштрафы, хотя бабушка только на коляске по дому рассекает и за это ГИБДД пока не штрафует. Обнаруживают «подарочек» старики, только когда деньги со счета начинают утекать с невиданной скоростью - уже потеряв несколько сотен рублей.

Невиноватая я - он сам кнопочку нажал

Эпоха повышения доходов сотовых операторов за счет новых абонентов давно в прошлом - рынок поделен. На нынешнем этапе главный показатель - средняя выручка с одного пользователя. Тут включается принцип «курочка по зернышку - весь двор в дерьме». Пять - десять рублей в день за услугу вроде «мелодия вместо гудка» - копейки. Но когда они капают в течение месяцев, да с миллионов абонентов, получаются вполне себе ощутимые миллиарды. Зачастую о подключении этих дополнительных услуг абонент даже не догадывается. Или думает, что услуга бесплатна.

- У нас нет услуг, которые сначала были бесплатными, а потом неожиданно становятся платными. В тарифы «Смарт» и «Хайп» входит бесплатная опция Гудок с промопериодом, но как только промопериод заканчивается, гудок автоматически отключается у абонента, - сообщили «КП» в пресс-службе МТС.

Похожий ответ дали и в «Билайне»:

- При предоставлении некоторых информационно-развлекательных услуг может предоставляться бесплатный период, но абонент всегда сам подтверждает подключение услуги (в том числе на бесплатный период). При этом информацию о стоимости услуги абонент получает в виде СМС-сообщения сразу после того, как он самостоятельно подключил услугу, так и в последний день бесплатного периода с напоминанием о том, что с завтрашнего дня услуга станет платной. Сообщение всегда содержит информацию о способе отключения.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Действительно, при подключении услуги всегда отправляются информационные сообщения и до завершения бесплатного периода от нее можно отказаться без потери денег, но сотовый оператор рассчитывает на вашу невнимательность. Дьявол кроется в мелочах. А пенсионеры и дети в массе своей вообще беззащитны перед таким «маркетингом». Дети и старики просто не знают, что сообщение от оператора им чем-то грозит. Пожилые к тому же плохо видят, а иные просто не умеют читать SMS. Но попадаются и продвинутые пользователи - автору этих строк «Билайн» несколько лет назад заменил гудки ритмами российской эстрады на тарифном плане для мобильного интернета. Сложно своевременно прочесть SMS, когда SIM-карта вставлена в модем, а тот подключен к роутеру. Никакого подтверждения при этом не потребовалось, хотя техническая поддержка оператора впоследствии утверждала, будто я отправил сообщение «оk» в ответ на предложение о подключении услуги. Судя по всему, в моем TP-Link MR3020 завелся искусственный интеллект.

Оператор/Услуга/Подключение

Подписной пылесос

Практически все российские мобильные операторы (кроме, пожалуй, Йоты) предоставляют платные подписки на кучу дополнительных информационных сервисов от своих партнеров (контент-провайдеров): от рассылки гороскопов до онлайн-просмотра видео. Оплата за подписку списывается со счета номера. Часть этих денег в качестве комиссии остается сотовому оператору. Среди контент-провайдеров попадаются и откровенные мошенники, которые готовы навязать услуги даже незаконным способом. Поселившийся в смартфоне вирус может совершать звонки или отправлять SMS на короткие номера подключения услуг. Но самое главное - подписаться можно даже через браузер на сайте партнера. Для этого достаточно подключиться к мобильному интернету, зайти на сайт и нажать специальные кнопки для подтверждения своих намерений. Так это работает у добросовестных контент-провайдеров. Мошенники же могут замаскировать кнопку подписки под какую-то совершенно безвредную ссылку. А во многих случаях пользователю даже не придется ничего нажимать - вредоносная программа сама все сделает.

Как защититься от списаний

Сообщения о подключенной подписке от оператора действительно приходят. Но неискушенные абоненты пропускают их как ничего не значащий спам. Подписки обычно не дешевые: 30 - 40 руб. в день. Вот вроде положил на счет 400 руб. и уверен, что на месяц хватит, а тут через пять дней получаешь СМС: «Ваш баланс стремится к нулю».

- Положишь 200 руб. на счет, а через пару дней снова: «Папа, у меня номер заблокирован за неуплату». Звоню оператору, отключаю подцепленную подписку. А поставить принудительный запрет на любые подписки вроде как невозможно. Девочки-мальчики-операторы говорят, дескать, не могут ограничивать свободу абонентам. Зато предложили мне услугу родительского контроля - возможность видеть и блокировать подключаемую на номер ребенка подписку. Только услуга эта тоже платная - оператор из любого положения хочет деньги с меня взять. После очередного такого списания в 450 руб. за какую-то хрень, типа «подписка на лучшие видеоприколы», взбесился. Написал открытую жалобу на странице оператора в Facebook. Передо мной извинились, вернули 450 руб. И, о чудо, сделали-таки запрет на платные подписки - оказывается, возможность есть, - рассказывает москвич Антон.

Услуга «Запрет контента (черно-белые списки)» в «Билайне» действительно уже в списке архивных. У поставивших запрет ранее абонентов она еще работает, но для дальнейшего подключения уже недоступна. Этот оператор большой тройки первый отменил блокировку контента (подписок). У остальных такая возможность пока есть, хоть и не афишируется. В МТС, например, запрет контента нельзя включить из личного кабинета - только командой-звонком на специальный номер (USSD-командой) или звонком в абонентскую службу. Еще одна возможность, которую операторы не афишируют, - отдельный лицевой счет для услуг контент-провайдеров. Заводить который по требованию абонента их обязывает российское законодательство. Если держать этот счет пустым, то и подписки подключаться не смогут.

 
По теме
 
 
По версии следствия - Знамя В г. Узловая Тульской области следователями завершено расследование уголовного дела по обвинению генерального директора одной из коммерческих организаций в сокрытии денежных средств,
26.09.2018 Знамя
Энергетики филиала «Тулэнерго» встречают зимний максимум нагрузок во всеоружии - Наша Жизнь В преддверии самого сложного и ответственного для энергетиков времени года – осенне-зимнего периода (ОЗП) мы беседуем о степени готовности тульского электросетевого комплекса к максимуму нагрузок с заместителем генеральн
25.09.2018 Наша Жизнь
Тулэнерго предупреждает: энергообъекты – не место для селфи! - Наша Жизнь С наступлением учебного года информационно-разъяснительная работа по предупреждению детского электротравматизма проводится энергетиками филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Тулэнерго» во всех детских учреждениях,
24.09.2018 Наша Жизнь
…Глядя на современные здания-овощехранилища ООО «ЛЕКСО» трудно поверить, что еще несколько лет назад здесь было чистое поле.
24.09.2018 Газета Маяк
От полученного телесного повреждения мужчина скончался на месте происшествия - Знамя Следственным отделом по г. Узловая следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст.
26.09.2018 Знамя
В Узловском районе возбуждено уголовное дело по факту убийства местного жителя, в котором обвиняется отец его сожительницы.
25.09.2018 Тульские СМИ
Вчера утром на шестом километре автодороги «Щёкино-Ломинцево» в Щёкинском районе 76-летний водитель автомобиля «ВАЗ-21099» не справился с управлением.
25.09.2018 Газета Щекинский вестник
Скоро будет тепло - Газета Новая жизнь Эта осень побаловала нас теплом. Практически весь сентябрь было около +20.
25.09.2018 Газета Новая жизнь
Музей в Епифани отметил юбилей - Районные будни В музее купеческого быта в поселке Епифань Кимовского района (Тульская область) прошли торжества, посвященные 20-летию музея.
25.09.2018 Районные будни
Чем богаты – поделились Участниками празднества стали плавчане и гости, как ближние земляки, так и жители других областей.
24.09.2018 Газета Плавская новь
Энергетики филиала «Тулэнерго» встречают зимний максимум нагрузок во всеоружии - Наша Жизнь В преддверии самого сложного и ответственного для энергетиков времени года – осенне-зимнего периода (ОЗП) мы беседуем о степени готовности тульского электросетевого комплекса к максимуму нагрузок с заместителем генеральн
25.09.2018 Наша Жизнь
ЭКОфорум собирает  друзей - Администрация г.Новомосковск Более трехсот участников из разных областей собрал сегодня в Новомосковске Молодежный межрегиональный экологический форум, который прошел в ДК Гипсовый.
25.09.2018 Администрация г.Новомосковск
Скоро будет тепло - Газета Новая жизнь Эта осень побаловала нас теплом. Практически весь сентябрь было около +20.
25.09.2018 Газета Новая жизнь
28 сентября в Тулькой области планируется начать отопительный сезон. О готовности к нему шла речь на недавнем оперативном совещании под председательством губернатора Алексея Дюмина.
25.09.2018 Газета Тула
В преддверии самого сложного и ответственного для энергетиков времени года – осенне-зимнего периода (ОЗП) мы беседуем о степени готовности тульского электросетевого комплекса к максимуму нагрузок с заместителем генеральн
25.09.2018 Наша Жизнь
25 сентября в 12:45 на пульт диспетчера службы спасения поступило сообщение о возгорании экскаватора, расположенного в д. Васильвка Богородицкого района.
25.09.2018 Центр 71