Наталья Эфендиева: Кома жанра "военное кино"

В канун Дня Победы один то и дело оскандаливающийся канал пытался поставить фильм о четырех майских днях в конце Великой Отечественной. Достоверность происходящего возмутила часть общественности. Картину с показа сняли. В июне история повторилась - для очередного военного киноопуса нашли самое подходящее время, граждане вновь принялись протестовать. Министр культуры Владимир Мединский не слишком настойчиво просил фильм из программы убрать, объясняя это тем, что "кинолента спорная" и здесь "нет положительных героев, носящих советскую военную форму". В результате непродолжительных препирательств (для протестующих усилия пропали втуне) у гендиректора упомянутого телеканала Владимира Кулистикова прорезался талант к стихосложению и министр вместе с телезрителями получил отлуп в рифмованной форме. А фильм таки поставили - в лучшее время.

Война экранная

Из года в год телеканалы предпочитают гонять (и скоро, по всей видимости, загонят окончательно и бесповоротно) одни и те же названия. Редко-редко меж ними оказываются картины, снятые, например, в военное время. Та же история с фильмами 1950-1960-х годов и далее. Хотя выбирать есть из чего - с 1941 по 1991 год в СССР сняли 583 военных кино- и телефильма. Спору нет, не с каждой работы стоит сдувать пыль и вытаскивать на всеобщее обозрение. Но уж полсотни, а то и сотню фильмов, сделанных на уровне уже привычных для уха и глаза, набрать получится. А ведь еще есть массив европейских фильмов на темы Второй Мировой - польских, чешских, болгарских, немецких, французских. До нас они добираются в совсем уж смехотворно скудном количестве. Разумеется, показывать проверенное телерейтингом безопаснее, чем вытащить из небытия и показать картины перестроечной поры вроде "Воскресного дня в аду", "Гу-Га", "Танк "Клим Ворошилов-2"", или экстраординарные даже для своего времени "Письма к живым", "Восточный коридор", "Через кладбище" и т.п.

Конкуренцию советским фильмам могли бы составить фильмы российские. С начала нулевых наши кинематографисты выдали 192 кино-, теле- и документальных фильма, на сюжеты из истории Великой Отечественной войны. Но вот то, что пытаются предъявить публике и на теле-, и на киноэкранах на протяжении последних лет 10-12 чаще отдает гремящей-звенящей пустотой. Самоигральность военных сюжетов фактически перестала работать. И надежды на то, что коли картину не вытянут режиссер, исполнители, оператор, то и рассказанной истории будет вполне достаточно, раз за разом не оправдываются. Механическое повторение прошлых сюжетов, ситуаций, образов, режиссерских решений, операторских приемов превращает фильмы о войне в мертворожденные произведения, с трудом выжимающие сочувствие и горечь, печаль и ужас. А к самому жанру военного кино старательно подрывается доверие, что оборачивается расстройствами, а не прибытками - хоть коммерческими, хоть эмоциональными. Сложносочиненные повествования с неоднозначными вопросами и ответами, рефлексирующие герои, война как трагическое событие, уродующее жизни и судьбы давно и мало кого интересуют. И мало кто пытается изменить положение дел. А если и пытается, то отчего-то выходит пшик в блестящей PR-обертке под названием "Четыре дня в мае". Либо беспардонная залипуха ("Служу Советскому Союзу"), которой хватало в отечественном кинематографе 1970-х.

Шпион, выйди вон ...

В апрельском и майском кинотеатральных релизах - "Шпион" Алексея Андрианова "Матч" Андрея Малюкова и "Белый тигр" Карена Шахназарова - попробовали посмотреть на историю иначе. О первом из названных фильмов ИА REGNUM писал в мае.

В "Матче" Андрей Малюков берется за советский миф о киевском "матче смерти". Расстрел нескольких игроков команды "Старт" формально не был связан с игрой. По одной из версий их арестовали, а затем растреляли, поскольку они, будучи спортсменами общества "Динамо" служили в НКВД. А раз так, то фильм лишается исторической убедительности, так необходимой в военных кинокартинах. Война ведь (с одной стороны) слишком конкретное событие, фиксируемое в сотнях тысяч документов, приказов, реляций, писем и т.п. Авторы, похоже, уже не рассчитывают даже на минимальные познания зрителей в истории и тратят экранное время на буквальное разжевывание тех или иных подробностей. Например, про Бабий Яр. Минут 5-7 уходит на объяснения - что это за место и что здесь будет происходить. Фамилию героя переиначивают - из Трусевича (реальная фамилия вратаря киевской команды) в Раневича. Вот только мотивы поступков становятся отличными от прежних, в советских кинокартинах. Конкретно за Родину герои не слишком готовы биться и вообще не очень-то и задумываются о ее судьбах. Побудительные мотивы к действию обычны и не так уж возвышенны, зато понятны - желание защитить любимую, отстоять свои честь и достоинство, спасти жизнь девочки, избежавшей гибели в Бабьем Яре. То есть Малюков пытается перевести повествование на микроуровень истории, демифологизируя войну. Хотя в этом смысле и сценаристы, и режиссер не оригинальны - отстраниться от мифа о войне, вырваться из канонов пробовали еще шестидесятники и перестроечные режиссеры. К тому же совсем отказаться от мифа создатели "Матча" тоже, по всей видимости, не в силах. Слишком уж сильно по драматическому накалу сказание, сочиненное отечественной пропагандой. Но и как любое сказание, оно не лишено одномерности.

Карен Шахназаров в "Белом тигре" заходит на территорию, где рациональное сталкивается с иррациональным и в растерянности отступает. И это верно, ибо никаким разумом невозможно постичь как, каким образом люди вынесли тот ад, в который их ввергли, и потому что природа войны противоестественна, а значит - иррациональна. Наверное, впервые в нашем кино о войне решились говорить вслух как о мистической схватке, хотя и идущей в осязаемом пространстве. С обеих сторон - ожившие мертвецы: русский танкист Иван Незнамов (Алексей Вертков) и немецкий танк по имени "Белый тигр". Человек-зомби и машина-зомби, одержимые друг другом, и есть сама суть войны. В этом смысле Илья Бояшов (автор романа), Карен Шахназаров и сценарист Александр Бородянский не то, чтобы совершают эпохальное открытие, но точно делают шаг вперед и отступают от непреложных положений, вырабатываемых десятилетиями. Создателям "Тигра" удалось, то, что российское военное кино почти утратило - поймать живые, подлинные интонации и заставить зрителей погрузиться в действие. Давно уже не было столь убедительного, почти животного существования в кадре исполнителей, даже в эпизодических ролях. А дуэт Алексея Верткова и Виталия Кищенко (оба обладают совершенно феноменальной органикой) и вовсе уникален в своей сыгранности и убедительности.

Хотя, в конечном итоге, никто из нынешних режиссеров все-таки не решается произнести во всеуслышание, четко артикулируя, мысль о том, что Великая Отечественная война была и есть великая трагедия.

Беда же в том, что сегодняшним кинематографистам (за нечастым исключением) практически нечего предъявить уже и в жанре военного кино. После того как родное кинопроизводство и прокат впали в кому, киножанры, бытовавшие в советское время, стали исчезать один за другим, либо их потолок быстро сравнялся с полом. В перестроечно-гласное пору информации о военных событиях вышло и скопилось в избытке: берите, что называется, художественно перерабатывайте и пользуйтесь. Меж тем, редко кому удается добраться даже до уровня картин вроде "Двое в степи", "Горячий снег" или "Порох". Не говоря об "Ивановом детстве", "Летят журавли", "Восхождении" или "Проверке на дорогах" (на это, кажется, в здравом уме уже давно никто и не рассчитывает). Из старых шахт, что казались неисчерпаемыми, сейчас идет пустая порода, а разрабатывать и строить новые - накладно. Несмотря на все бОльшую бессодержательность и изношенность привычных мифологем.

 
По теме
В Туле пройдет I Медиафорум ЦФО - Тульские Известия С 23 по 24 октября в Туле соберутся профессионалы медиа-среды, чтобы принять участие в работе первого Медиафорума Центрального федерального округа.
19.10.2018
 
Деловая встреча - Газета Плавская новь Сегодня, 17 октября 2018 года, министр Российской Федерации по делам гражданской обороны,
18.10.2018
 
Филиал «Тулэнерго» принял участие в мероприятиях Всероссийской акции «Неделя без турникетов» - Газета Заря В рамках проведения второго этапа Всероссийской акции «Неделя без турникетов» в филиале ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Тулэнерго» прошли экскурсии для школьников и студентов средне специальных учебных заведений,
18.10.2018
Наваринское морское сражение - Газета Тула Это сражение произошло 8 (20) октября 1827 г. в Наваринской бухте Ионического моря на юго-западном побережье полуострова Пелопоннес.
20.10.2018
Следователями следственного управления расследуется уголовное дело по факту мошеннических действий со страховыми выплатами - Следственный комитет В производстве следователей отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области находится уголовное дело, возбужденное по признакам преступления,
19.10.2018 Следственный комитет
Родные Влада Рослякова рассказали «Комсомолке», почему будущий убийца перестал ходить вместе с мамой в церковь свидетелей Иеговы и как смог купить боекомплект [фото,
20.10.2018 Комсомольская Правда
Пожар произошел на ул. Трудовой областного центра. Сообщение о возгорании на пульт диспетчера Единой службы спасения поступило в 04:12 субботы, 20 октября.
20.10.2018 Газета Тула
В производстве следователей отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области находится уголовное дело, возбужденное по признакам преступления,
20.10.2018 Тульские СМИ
«Музейный альбом» - Богородицкие вести 30 лет назад в такую же октябрьскую пору на «графской» стороне, где много десятилетий на месте дворца Бобринских стояли развалины, собралось огромное количество богородчан.
20.10.2018 Богородицкие вести
Каждый, кто приходит в театр, ожидает увидеть на сцене то, чего не видит в обыденной жизни - Знамя В конце октября Узловский молодежный театр празднуют свой юбилей. На протяжении 15 лет театр знакомит зрителей разных возрастов с произведениями русской классики, современными пьесами,
19.10.2018 Знамя
БиблионИКа-2018 - Алексинские Вести В детском отделе алексинской центральной городской библиотеки была проведена традиционная (восьмой год подряд) открытая олимпиада по библиотечно-информационной культуре – "БиблионИКа".
20.10.2018 Алексинские Вести
Учащихся младших классов школы №3 побывали на литературной страничке «Капитан страны детства», которая прошла в Дубовской детской сельской библиотеке.
20.10.2018 Знамя
Мы все умрём, людей бессмертных нет, И это всё известно и не ново. Но мы живём, чтобы оставить след: Дом иль тропинку, дерево иль слово.
20.10.2018 Время и Люди
«Химик» - в пятерке сильнейших - Новомосковская правда В первенстве России по футболу среди команд ПФЛ группы «Центр» прошли заключительные матчи 1 круга.
19.10.2018 Новомосковская правда
Школьники вышли на старт - Газета Щекинский вестник Лучшая пропаганда здорового образа жизни – это занятия физкультурой и спортом, уверены педагоги школы № 7 города Щёкино.
20.10.2018 Газета Щекинский вестник
Спорт является не только профилактикой заболеваний. Физические нагрузки помогают освободиться от излишней накопившейся энергии.
20.10.2018 Тульские СМИ
Тренер Дома спорта «Юбилейный» Николай Сизарь со своими воспитанниками «Вода в бассейне «кипит», – такими словами характеризует сегодняшний день тренер ДЮСШ плавания ОАО «Щекиноазот» Николай Сизарь .
19.10.2018 Щекинский Химик
В Туле пройдет I Медиафорум ЦФО - Тульские Известия С 23 по 24 октября в Туле соберутся профессионалы медиа-среды, чтобы принять участие в работе первого Медиафорума Центрального федерального округа.
19.10.2018 Тульские Известия
Сегодня, 20 октября, в городе проходил субботник. Участие в нем приняли без малого две сотни сотрудников администрации – во всех территориальных округах.
20.10.2018 Газета Тула