Почетный гость XIII открытого российского кинофестиваля комедии, народный артист РФ, композитор Максим Дунаевский широкому зрителю известен как автор музыки к фильмам «Мэри Поппинс, до свидания!», «Карнавал», «Ах, водевиль», «Д’Артаньян и три мушкетера», мюзиклам «Емелино счастье», «Веселые ребята-2», «Двенадцать стульев», «В поисках капитана Гранта» и мультфильмам. Но он же создает сонаты, концерты, романсы, мелодии к театральным постановкам…
В Туле Дунаевский выступал на открытии кинофорума, а затем отвечал на вопросы журналистов на пресс-конференции.
– Максим Исаакович, вы сказали, что сегодня режиссеры не приглашают вас писать музыку для своих картин. С чем это связано: все делается в ускоренном темпе и у создателей нет времени ждать, пока вас посетит муза? Или хороший композитор дорого стоит и на него нет средств в бюджете съемочной группы?
– Для начала уточним, что значит «дорогостоящий композитор»? Этот тот, кто работает, не халтуря, чье имя известно и всегда может обеспечить успех. Считается, что главная составляющая популярности картины – сценарий. Возможно, на этом фестивале создатели конкурсных фильмов поспорят с моим мнением… Но с тем, что комедия, сложнейший жанр, сегодня находится в унылом состоянии, согласятся все. Вспомним шедевры прошлых лет: сколько каждый может назвать кинолент, лишь услышав прозвучавшую за кадром песню? К примеру, «Берегите женщин», где работал как автор и исполнитель Юрий Антонов, или «31 июня», к которому «приложил руку» Александр Зацепин…
– …Или «Мэри Поппинс», «Три мушкетера» со всевозможными продолжениями, для которых ваши мелодии стали настоящей «визиткой».
– Да, и то, что и фильмы, и песни из них популярны в течение нескольких десятилетий, доказывает, что создатели в них вложили душу. Вот и получается, что такая работа дорогого стоит. У меня и сейчас бывают заказы от режиссеров, я востребован как композитор, есть лишь один нюанс: зачастую картины после представления на фестивалях и премьерных показах оказываются на полках, их не видит широкий зритель. Так что начинаешь размышлять: а не лучше ли «подружиться» с телевидением – там аудитория куда шире.
– Зато сценарии оставляют желать лучшего. Такое впечатление, что все наши телеканалы заполонили фильмы-однодневки, похожие на многочисленные глянцевые книжонки в магазинах: нет нормальных сюжетов, характеры героев не запоминаются, смотришь (или читаешь) и словно семечки щелкаешь…
– Тут вы правы, но что поделаешь: средства выделяются небольшие, вот создатели этих лент-однодневок и обходятся малым. Кстати, там чаще и музыка звучит не характеризующая ситуацию, как было раньше, а похожая на мотивы, написанные компьютерами, – безликая.
– И что делать в этой ситуации творческим личностям?
– Творить. Есть где развернуться, если у тебя имеется, что сказать: театральные постановки, мюзиклы. Кстати, уже несколько лет успехом пользуется мой проект «Алые паруса» по роману Александра Грина, мы возим его по разным городам, и зрители приходят с удовольствием.
– Сегодня мюзикл популярен невероятно…
– Этот жанр был любим всегда, у нас раньше в стране многие театры так и назывались «драмы и музыкальной комедии». И фильмы из прошлого, к примеру, те, к которым писал музыку мой отец, – сплошь музыкальные.
– Вы работали над картиной по произведению Дюма-отца. Тут есть некоторое совпадение: в вашей семье тоже можно добавлять к фамилии «отец» и «сын».
– То, что я стал музыкантом, получилось естественно, само собой. Со стороны родителей не было никакого давления, да оно в таких делах вообще недопустимо. У меня был свой путь: окончил Московскую консерваторию как композитор-симфонист, учился у великого Арама Хачатуряна. Но затем увлекся легкой музыкой, стал писать песни. Да так и не могу до сих пор остановиться.
– Что вам особенно нравится из обширного наследия Исаака Дунаевского?
– Мне нравится вся его музыка. Но когда я работал над мюзиклом «Веселые ребята-2», то создал свое произведение – не ремейк, а нечто абсолютно новое, не повторяющее написанного несколько десятилетий назад. Не только потому, что списывать даже у собственного родителя – дурной тон, просто у сегодняшнего зрителя другие музыкальные вкусы, он хочет услышать другие ритмы.
– Вы часто ездите по стране, какой зритель вам больше нравится?
– Разумеется, провинциальный: в областных центрах, в небольших городах у людей не испорчен вкус – они умеют слушать и слышать. В столице зрители не то что избалованы, скорее даже развращены обилием зрелищ не самого высокого класса, и это мешает разобраться, что хорошо, что плохо: все вокруг мелькает, гремит, шумит. А в провинции я с удовольствием посещаю театры, вижу талантливых актеров и понимающую публику – именно там сохраняется наша отечественная культура.
Мария РОДИОНОВА
Фото Андрея ЛЫЖЕНКОВА