Дорога-то железная, а люди — золотые

Новомосковцу Виктору Николаевичу Печужкину, машинисту дизель-поезда мотор-вагонного депо «Новомосковск-1» Указом Президента РФ  Владимира Путина присвоено почетное звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации». 

На дальней   станции стою

Есть на юге области, в Куркинском районе, небольшой поселок с поэтичным названием Птань. Туда-то и переехала семья колхозников Печужкиных на постоянное место жительства. Вместе с ними и маленький Витя, который уже с малых лет бегал к пролегавшей мимо железнодорожной ветке. Часами мог стоять, смотреть на проносившиеся в обе стороны составы, что товарные, что пассажирские. Вдыхая при этом неповторимые, навевающие романтические настроения запахи железной дороги. Именно тогда еще на подсознательном уровне Витя Печужкин решил, что когда-нибудь и он сядет в кабину локомотива. Так оно в конечном итоге и случилось, как мы уже знаем. Но до этого момента было еще ой как далеко.

В отличие от брата и сестры, пожелавших остаться в Птани, Виктор рвался в город. Хоть и родился в селе, а чувствовал себя созданным для городской жизни. И все тут. И рванул Витя в Донской, все по той же «железке». Там поступил в профтехучилище и стал постигать строительное дело. Поселковые учителя не очень обрадовались такому демаршу. Парень был способный, учился почти на «отлично», а такими в маленьких поселках и деревнях очень даже дорожили. И приехала в Донской директор школы – убеждать Виктора вернуться. Да куда там! Печужкин уже вдохнул городского воздуха и при всей своей деликатности уважаемой женщине все же отказал. В 1974 училище закончил, получив специальность слесаря-монтажника. Было ему тогда 16 лет.

Вечная молодость рельсовых строк

Предоставим слово самому Виктору Печужкину: «Я бы сравнил, пусть кому-то покажется странным, железную дорогу с человеческой кровеносной системой. Как кровь в человеке непрерывно должна бежать по венам, так и поезда должны бежать без остановки по стране. Иначе жизнь замрет. И еще скажу, что железная дорога , работа на ней – это, безусловно, призвание».

После демобилизации Виктор ни дня не гулял, сразу пошел искать работу. По душе. Увидел два объявления. В одном из них требовались машинисты котлов на Новомосковскую ГРЭС, в другом – помощники машиниста на железную дорогу. Сразу вспомнилась и станция Птань, и давняя мечта. В общем, не выбирал ни секунды. Устроился в Новомосковское локомотивное депо простым слесарем, на весьма скромную зарплату.

За три-четыре месяца, как Виктор сам выражается, «пролазил весь тепловоз». То есть постиг электрическую систему, автоматику, дизель. Без этого, говорит, нельзя. Непременно нужно знать машину, как говорится, от и до. И сдал экзамен на помощника машиниста. Сам. Без куратора и какого-то особого наставника. Хотя, конечно, еще будучи слесарем поработал вместе с товарищами и в группе дизелистов, и в группе электриков. Так через три года Виктор Печужкин стал помощником машиниста.

Не забывается такое никогда

В разговоре нельзя было обойти вопрос, помнит ли Виктор Печужкин тот день, когда уже в качестве не помощника, а машиниста впервые повел состав. «Такое, наверное, не забывается. Помню, весь был в напряжении. Хотя, казалось бы, сколько раз ездил помощником, тепловоз знал до детальки. Чего бояться? Но это и не страх был. Громадное волнение. Да вы сами представьте. Ведешь поезд , а за тобой под сто вагонов и вес под четыре тысячи тонн. Назад посмотришь – хвостового вагона и не видно. Не поверите, иногда слезы от радости текут, такое ощущение, не знаю, как передать словами. Да это, наверное, и не передаваемо…»

А еще Виктор Печужкин рассказал, что за все годы работы машинистом какие бы то ни было беды его, слава богу, миновали. Ни разу не погубил и зайца, не то что человека. Случались, конечно, экстремальные ситуации. Когда из-за большого веса состава невозможно преодолеть подъем, а надо! Случались и поломки, что называется, на грани. Но мастерство и везение всегда одерживали верх.

И это еще не все, что рассказал вашему корреспонденту заслуженный работник транспорта РФ Виктор Печужкин. Надо было видеть его глаза, когда он говорил о лунной дорожке по ночам, деревьях в серебре, если зима, или в золоте, если осень. Или о полевых цветах, если лето. О внезапных проблесках солнечных лучей в ненастную погоду, летних освежающих ливнях. Или о тумане, в который въезжаешь как в тоннель.

И еще о многом другом. В том числе и о товарищах и друзьях, конечно. Которых у Виктора Печужкина за долгие годы работы появилось не много, а очень много. Всех не перечислить. Но настаивает на том, чтобы в статье непременно прозвучало: нынешняя президентская награда была бы невозможна без помощи и участия его коллег.

С некоторых пор герой нашей публикации, дошедший до квалификации машиниста 1-го класса, работает машинистом на вспомогательных работах в депо. Подумывает об окончательном выходе на заслуженный отдых. Хотя годами отнюдь не стар и выглядит молодцом. Очень хочется с внуком Олежкой позаниматься. И есть у него мечта заветная. Упросить начальника и съездить еще в одну, последнюю поездку. Проститься с тем, что для него было дорого столь долгие годы.

 
По теме
27 МАРТА — ДЕНЬ НЕФРОЛОГА - Центр детской психоневрологии Ежегодно 27 марта  свой профессиональный праздник отмечают  врачи-нефрологи .
Центр детской психоневрологии
Фото: ИА Тульская пресса Тулячка засудила врачей, которые не смогли осмотреть ее агрессивного сына с гемофилией Тулячка потеряла сына и подала иск на 9 млн рублей на региональный Минздрав,
ИА Тульская пресса.Ru
фото - Алексинская ЦБС К Неделе детской книги, которая у школьников совпадает с весенними каникулами, сотрудниками Городского филиала №4 был подготовлен библиомарафон «Книжная галактика».
Алексинская ЦБС