Александр Лапин: «Святые грешники» - простые ответы на сложные вопросы?

.
Фото: www.tula.kp.ru

Писатель, философ и мыслитель Александр Лапин презентовал на прошлой неделе свой очередной роман – «Святые грешники». В нем действуют те же герои, что и в его знаменитой эпопее из шести книг «Русский крест». Но автор не рассматривает ее как седьмую книгу серии. Мы поговорили с писателем, почему он так считает и что он думает о текущем моменте.

Умение поставить точку

- Когда автор пишет «многосерийный» роман, он поневоле становится заложником своих героев. «Святые грешники» - книга, которую вы позиционируете как самостоятельное, самодостаточное произведение. Но в ней действуют персонажи, знакомые читателю по вашей известной и полюбившейся серии «Русский крест». Вы не смогли расстаться с героями, которым посвятили столько лет?

- На самом деле вопрос стоит иначе: что у автора за душой? Что он может еще сказать на эту тему? Некоторые произведения надо заканчивать, даже если хочется продолжить. Надо уметь ставить точку. Например, возьмем Шолохова и роман «Тихий Дон» - главное произведение его жизни. Почему он завершен именно так? Конец гражданской войне, позади этот этап жизни Григория, перед ним новая жизнь. И это уже другая история. Шолохов больше не хотел писать об этом герое. Тем более, что его прототип был расстрелян коммунистами через год или два. Я так понимаю, что автор не хотел показывать эту сторону трагедии казачества, которая началась после гражданской войны. То есть, добавить ему было нечего.

А мои герои продолжают жить. И самое главное – они продолжают меняться, искать новое в себе и в мире. На самом деле человек полноценно живет до тех пор, пока он растет внутри себя духовно. Я знаю очень многих людей, которые давно «умерли», и ходят по земле пустыми оболочками. Бессмысленно... А вот если у людей – и героев книг в том числе – еще есть запас прочности и духовного роста, они должны жить дальше. В литературе этот запас зависит конечно от автора: может он прибавить своим героям высоты, добавить полета? Тогда есть смысл снова реанимировать, оживить их.

Поэтому когда писал роман, считал: все – эта история закончилась. Как у Шолохова: люди нашли себя, свое место в жизни. А прошло несколько лет – и я почувствовал, еще есть куда расти героям. Есть куда изменяться. И тогда я понял, что нужно показать их еще раз. Что же произошло за эти годы, что в них сдвинулось?

Ну а вторая причина, будем откровенны: издатели, которые увидели, что роман и его герои пользуются успехом, насели на меня. Сейчас ведь книги очень хорошо продаются сериями. С одиночной книгой все непонятно, будет ли к ней интерес, будет ли продаваться. А если серия уже пользуется популярностью, то успех следующей книге почти гарантирован.

Таким образом сошлось сразу несколько аргументов, благодаря которым в моей новой книге «Святые грешники» нашлось место тем же героям, что и в «Русском кресте».

Но вот следующий роман, который я сейчас пишу – «Крымский мост» - это совсем другая история. И как бы ни настаивали издатели, в ней должны существовать другие люди. Хотя, может быть, и мелькнет кто-то из старых героев. Какая-то встреча, разговор. И это не от скудости моей фантазии. Просто они еще живые, в них еще есть потенциал.

Каждый по-своему ищет Бога

- Все шесть книг «Русского креста», по сути, были осмыслением нашей новейшей истории через судьбы персонажей романа. «Святые грешники» - это нечто совсем иное, глубоко философское исследование базовых величин, на которых строится восприятие мира людьми разных конфессий, исповедующих разные жизненные ценности. Сможет ли читатель, привыкший к другому вектору ваших предыдущих книг, вот так переключиться на новую волну?

- Тоже иногда над этим задумываюсь: все-таки «Святые грешники» - это несколько для другого читателя.

Но вот посмотрите, у нас в стране большинство называют себя православными, а в церковь осмысленно, а не по праздникам, ходит процентов 6-7. Многие говорят, что верят в Бога, но принципиально не сотрудничают ни с какими конфессиями. По некоторым данным, примерно 25% людей в нашей стране вообще исповедуют некую свою религию. Изобретают сами для себя колесо, если хотите. Ну а следствие - кто в язычество подается, кто ищет какие-то экзотические культы. Кто-то уверяет, что он йог, кто-то – буддист… У нас в стране более ста народов живет. Вот и происходит некая аберрация сознания. Нет цельного мировосприятия. Люди ищут Бога. И каждый ищет по-своему. Как раз для них я и писал. Для тех, кто пытается каким-то образом пробудить в себе духовность, внутренне расти дальше.

Но «Святые грешники» не учебник по духовному росту, это книга, которая показывает пути. И каждый может свой путь выбрать.

Простые ответы на сложные вопросы

- Герои новой книги предстают перед нами в новых ипостасях — христианин и язычник, мусульманин и буддист... Сам этот ряд — очень серьезная заявка. Ведь вам для ответа на многие вопросы, которые они задают друг другу, надо было самому очень глубоко погрузиться в тему. Иначе получится игра в одни ворота. Вы для себя уже нашли ответы?

- Я более 25 лет изучаю основные религиозные течения, учения, практики... К сорока годам сначала открыл для себя основы христианства, Библию, апокрифы. Но как человек любопытствующий, решил все-таки посмотреть - а как у других? Как они молятся, как в Бога верят, откуда пришли эти религии, какие у них истоки. У меня есть консультанты из института истории религии, служители православной церкви. Сам лично встречался с представителями разных общин. И самое главное – я все эти места объехал. Все, о чем в книге рассказано – и у мощей Сергия Радонежского побывал, и в буддистских монастырях. И на Шри-Ланке, и в Индии, и в Китае...

Это огромный пласт. Из того, что я узнал, даже часть не смог в книгу вместить. Там нет, например, западных ветвей христианства, нет масонства. Нельзя объять необъятное. Я оставил только три мировых религии, которые представлены у нас в России. И частично копнул, откуда они пришли – пришлось заглянуть в Индию, Непал, Индонезию.

Сам я - православный человек, и для меня абсолютным героем является Сергий Радонежский. Образец духовного лидера , политика. Человек уникальный. Изменил монастырскую жизнь в России: ввел общежительный устав. Раньше монастыри были «особножительные» – каждый монах жил сам по себе. Сам себя содержал, сам строил. У него было личное имущество. А Сергий создал монастырь, где все было общим, где все монахи работали. Эти общежительные монастыри стали опорой государства. Его крепостями.

Вторая его заслуга – он благословил русских на войну с татарами, на национально-освободительную борьбу. До его благословения «разборку» Донского с Мамаем можно было счесть междоусобной стычкой из-за дани. А Сергий послал на битву двух монахов – Пересвета и Ослябю - и придал ей значение борьбы за свободу и за святую веру.

Он мирил князей силой своей веры, силой своего духа заставлял принимать государственные решения. Когда я увидел, что у нас есть такие святые, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский и другие, то понял, что наше православие — это бесценное наследие и сокровище.

Я прекрасно отношусь к исламу. Понимаю, большинство русских оценивают эту религию, исходя из того, что видят по телевизору — экстремистов, которые режут людей. Но это не ислам и никакого отношения к нему не имеет. Фанатики, которые освоили какие-то даже не основы, а уродливую, однобокую часть ислама и больше ничего не знают.

А мне пришлось погрузиться глубоко. Я сам с Кавказа, потом жил в Казахстане. Я увидел, что в исламе кроме внешней оболочки есть еще, например, мистическое учение под названием суфизм. Некоторые из моих друзей его исповедуют. Это очень красивая вещь. Вспомните стихи Омара Хайяма: он как суфий воспевает жизнь, ее красоту. Ислам в своих сокровенных высших проявлениях говорит о любви: человека к человеку, к Богу.

Вникая в эти глубинные вещи, я искал техники, с помощью которых можно достичь состояния благодати. И в православии исихазм существует, и в буддизме – мантры, и суфии используют похожую технологию.

Чтобы продраться сквозь все эти дебри, мне понадобилось почти 30 лет. Я сегодня отдаю людям квинтэссенцию своих изысканий. Причем хочу передать так, чтобы это было легко читать и понимать.

Я подозреваю, что рано или поздно основные религии сольются, потому что у них одна основа. И скорее всего, сольются на территории России. Почему? В «Святых грешниках» попытался пояснить. На Западе и на Востоке нет такой терпимости друг к другу, как у нас. Мы не просто интернационалисты по идее. Мы интернационалисты поневоле. Я сам вырос в таком «салате» - рядом мусульмане жили, через забор - корейцы, мы русские, тут немцы-протестанты со своей философией…

В России есть традиции вероуважения. Это большое достижение нашего народа. Но это уже тоже отдельный разговор... Может быть для следующего романа.

Русский мир родился

- Знаю, что вы живете сейчас в деревне. Своеобразное отшельничество помогает вам в работе над вечными темами? И не мешает ли вам в осмыслении именно текущих событий то, что вы на них сейчас смотрите не из «гущи сражения», а со стороны?

- Сегодня можно жить в деревне и быть абсолютно вовлеченным во все события. Потому что СМИ и интернет настолько охватили мир, что человек никуда от них уйти не может. Сегодня все с собою носят и телевизор, и газету, и источник распространения разного рода слухов в виде планшета или айфона. Так что не получается отшельничать. Это дает только возможность хотя бы на какое-то время от суеты отойти, посидеть, подумать. Да я и не считаю, что главная задача человека – спрятаться от жизни. На сегодняшний день важно своей верой, своим поведением, примером двигать других. Иначе, если все попрячутся, кто будет в этом мире показывать дорогу?

- Вы говорили, что в ваших планах книга о Крыме и крымской весне. Но события эти, во-первых, еще совсем близки и для их осмысления, наверное, требуется время. А во-вторых, они продолжают развиваться и подчас очень бурно. Не боитесь, что когда вы сдадите рукопись в печать, произойдет что-то, что может сделать устаревшей даже еще не вышедшую книгу? Может, стоит ей дать «отлежаться»?

- Нет, не боюсь. Потому что на самом деле ситуация с Крымом созревала очень долго. Это некая подвижка мирового масштаба. Вопрос в точке зрения писателя.

И вот здесь появляется проблема. Люди, которые участвуют в событиях, часто не понимают их исторического, всемирного значения. Те же крымчане многие не понимают, что на самом деле участвуют в событиях, переменах планетарного масштаба. А я, как писатель, должен смотреть немножко со стороны и подниматься выше. Поэтому я не считаю, что завтра что-то еще случиться, и все переменится. Произошли события, которые отразились на духовном мире русского народа. Русские воспряли духом после Крыма и Донбасса. Поняли, что они люди.

И результаты не замедлили сказаться. В Татарстане поднялась дискуссия о едва ли не насильном обучении русскоязычных школьников татарскому языку. В изучении нет ничего плохого, если оно добровольное. Но принудительно?

Несколько лет назад о такой дискуссии не могло быть и речи. Тех кто поднимал тему, клеймили националистами, чуть ли не фашистами. Но время изменилось. Русский мир родился.

Это все результат Крыма. Русские подняли голову и поняли, что они на своей земле могут быть хозяевами, а не угнетенным большинством.

И в Сирию мы своих парней отправили потому, что осознали – мы сильные. Мы можем постоять и за себя, и за свои интересы где угодно.

Так что не надо ждать 20 лет, чтобы понять, что произошло. И нет нужды чему-то отлеживаться.

Имперский крест

- Ваши романы объединяет символ - Русский крест. Когда-то, до революции и в советскую эпоху, как ни парадоксально это звучит, несли его все народы населяющие нашу страну– русские, татары, узбеки, украинцы, евреи. У каждого крест имелся и свой, но русский – был один на всех. Сейчас что-то изменилось? Все разобрали свои персональные кресты, а Русский крест оставили тащить одним русским?

- Русский крест – это крест имперский, если говорить откровенно. И русский народ является и являлся государствообразующим. Несет все тяготы, лишения, будучи решеткой, становым хребтом нашей империи, огромного пространства. Русские вынесли всю тяжесть и гражданской войны, и революции, и индустриализацию, и Великую Отечественную войну, и сталинизм. Мы этот крест несли и будем нести дальше.

А вот без нас загибаются. И это факт неоспоримый. Посмотрите, как в Советском Союзе все жили за наш счет хорошо. А теперь поезжайте в Грузию – нищета, на Украину посмотрите – голь перекатная. Туркменистан, Узбекистан и прочие. Может, кроме Казахстана, где еще русских миллионов пять сохранилось. За наш счет все эти друзья жили и сейчас пытаются. Прибалтика теперь вот из Евросоюза деньги тянет. Одна Литва, кажется, пять миллиардов евро в год дотаций получает, чтоб не загнулись. Привыкли так жить. Если их ЕС перестанет кормить, так они и пойдут побираться по миру.

- Когда-то, совсем недавно, русского от украинца можно было отличить только по фамилии. А сейчас условные «Петровы» в Киеве готовы поставить москалей на ножи, а условные «Петренко» из Сибири записываются добровольцами на Донбасс. Это означает, что нет никакого Русского или Украинского креста, а есть только то, что вбито кому-то в голову?

- Не раз говорил и готов повторить, что сегодня пропаганда настолько могуча и сильна, что может убедить человека в чем угодно. Что черное – это белое. Потому что человек находится под абсолютным информационным колпаком, его обрабатывают и внушают ему все, что хотят.

Вот у меня друг живет в Киеве. С детства дружим. Приехал в гости. Говорит: а чего вы нам так дорого газ продаете? Я ему отвечаю: Витя, мы вам газ продаем по европейским ценам. Вы в Европу пошли, там такие цены. Значит, вы для нас европейцы. При этом батька Лукашенко в Таможенный союз вступил и получает газ по внутрироссийским ценам. Живет за наш счет и радуется. А он говорит: так мы же братья! Вы нам должны даром давать. Я отвечаю: да, мы братья. Но вот давай рассудим: у тебя брат Колька-пьяница есть. Ты же не содержишь его за свой счет? Нет, говорит. Так он же тебе брат. Видишь, он не работает, пьет, валяется где попало. Давай Кольку возьми к себе в семью и корми, а он будет приходить к тебе гадить на пороге, хаять тебя, избивать. И при этом говорить: ты обязан меня кормить, потому что я твой брат. Понимаешь, Вить? Нет, не понимает...

Говорю ему: на Донбассе такие же русские живут, как ты и я. Ты только по паспорту украинец. А он мне — не согласен! Ему уже объяснили, что на Донбассе живут другие люди. Он сам – пенсионер, который получает три тысячи рублей на наши деньги и работает по сей день, в 66 лет, все равно смотрит на этих людей как на второй сорт! Что ему вдолбили в башку, в то и верит. Вот как можно обработать людей.

Как быть? Только бороться. Только вести свою пропаганду. Никакого другого варианта я не вижу. Чем мощнее будет наш пропагандистский аппарат, наша правда, тем лучше результат. Потому что на самом деле абсолютной истины нет. Ее видит только господь Бог на небе. А те, кто на Земле – всегда со своей точки зрения. И доносить надо свою. Чужую есть кому донести.

У нас с украинцами общий менталитет, мы абсолютно похожи. И есть общая история. Рано или поздно все встанет на свои места.

У ценностей нет цены

- Так в чем же на самом деле Русский крест? Показывать всему миру, как не надо, или, наоборот, хранить в себе истинные ценности, которые другие народы отвергли в угаре саморазрушения?

- Да никто эти ценности не отвергал. Они жили и живут. Ценности всегда внутри человека и проявляются в кризисный момент. Вот ходит какой-то офицер-пехотинец. Ничем вроде не примечателен. А потом на учениях, солдат-новобранец гранату бросил, а она упала рядом с ним. И не думает офицер ни о себе, ни об опасности. Он падает и накрывает собой гранату. Потому что ему жалко, как своего родного сына, этого парня. И сам погибает. Вот когда ценности проявляются. А не тогда, когда о них сидят и трындят с утра до вечера: вот у нас ценности! Вот мы великие! Мы патриоты! Чем больше говоришь о ценностях, тем меньше у них цена.

- Вернемся к началу нашего разговора. Шесть книг цикла и седьмая, стоящая как бы «отдельным деревом», словно ставит точку. Вы поставили крест на «Русском кресте»? Или читатели могут еще надеяться на встречу с полюбившимися героями?

- Мои герои дошли до какого-то рубежа. Они обнаружили что-то общее между собой и сейчас подходят к моменту истины. Поэтому с одной стороны, если они еще подрастут духовно, найдут какие-то новые для себя цели и пути – они могут появиться в новых книгах. Но для меня продолжения романа, когда судьбы пяти или шести человек идут синхронно сквозь окружающий их мир, конечно, не будет.

Задача писателя, как и каждого человека думающего – реализоваться. Иначе будешь помирать и жалеть: эх, мог сделать, а не сделал. С этой же точки зрения рассуждаю о себе и своих героях. Если я с их помощью еще смогу сам реализовываться как писатель, тогда они будут жить дальше. Если Бог, здоровье или обстоятельства жизни этого не дадут, тогда мы к ним не вернемся никогда.

Многие думают, писатель сидит и что-то сочиняет. Писатель ничего не сочиняет – берет все из себя. Как у Окуджавы: иду от пролога к эпилогу, выдирая из собственной судьбы какие-то кусочки. Пока у тебя есть что-то внутри, ты и пишешь. И если это созвучно другим людям, ты им интересен. А если начинаешь просто сочинять, то получаются эти бесчисленные пластмассовые персонажи. В них нет главного – души писателя. Если нет души писателя в его героях, то ее нет и в книгах. А без этого творчество его никому не нужно. Писать без души, я не собираюсь.

Дмитрий Грунюшкин

«Аргументы Недели»

 
По теме
Выставка, посвящённая священномученику Илариону (Троицкому), архиепископу Верейскому - Тульская епархия В рамках празднования Дня православной книги в мемориальном музее митрополита Серапиона, расположенном в Духовно-просветительском центре имени священномученика Онисима, епископа Тульского,
Тульская епархия
«Пока масленица не пройдёт, Великий пост не придёт» - Тульская епархия В воскресной школе кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» города Ефремова последний день Сыропустной недели – Прощёное воскресенье – завершилось праздничным мероприятием «Пока масленица не пройдёт,
Тульская епархия
Пассия - Тульская епархия Вечером дня Торжества Православия митрополит Тульский и Ефремовский Алексий во время уставного вечернего богослужения совершил чинопоследованиеПассии с чтением акафиста Божественным страстям Христовым и повествующих о ст
Тульская епархия
27 МАРТА — ДЕНЬ НЕФРОЛОГА - Центр детской психоневрологии Ежегодно 27 марта  свой профессиональный праздник отмечают  врачи-нефрологи .
Центр детской психоневрологии
Фото: ИА Тульская пресса Тулячка засудила врачей, которые не смогли осмотреть ее агрессивного сына с гемофилией Тулячка потеряла сына и подала иск на 9 млн рублей на региональный Минздрав,
ИА Тульская пресса.Ru
Пушкин: новое прочтение - Тульское музейное объединение Пушкин: новое прочтение   Как рассказывать сегодня о наследии великого классика в школах и вузах?
Тульское музейное объединение